urgor (urgor) wrote,
urgor
urgor

Categories:

Моя статья о Чертовом Городище.

Я не только экскурсии туда вожу, но и статьи о нем пишу.
Вот, вышла коротенькая заметка о ЧГ в жрунале "Северный Ветер". Помимо моей статьи в этом журнале масса иполезной информации для интересующихся Северной Традицией, рекомендую.


У одного вдового мужика была дочь красавица на выданье. И увидал как-то ее черт да и пристал к мужику:  отдай мне девку в жены и проси чего хочешь, а не отдашь – жди беды. И докучал черт мужику пока не уговорил его. Однако задал мужик черту задачу – за одну ночь, до первых петухов возвести в лесу палаты белокаменные. Созвал черт всю братию свою, чертей да бесов мелких, и началась работа – одни камни издалека таскают, другие обтесывают, третьи на места укладывают. И так споро все у них получалось, что стало понятно – будут к утру готовы палаты белокаменные посреди леса где не было их никогда. Но и девка была непроста, не хотела замуж за черта. Принесла она из курятника сонного петуха, накрыла его покрывалом и свечку зажгла. И начала потихоньку покрывало приподнимать, чтоб свет от свечи под покрывало понемногу проникал. Петух спросонья решил, что проспал он рассвет да как заорет!!! Услыхали то черти да бесы и решили, что не справились с задачей – не бывать свадьбе. Побросали работу свою и убрались восвояси.
С тех пор возвышается посреди леса груда камней, прозванная в народе Чертово Городище.

Чертово Городище расположено В Козельском районе Калужской области, неподалеку от г.Сосенский в глухом лесу. Место непростое и удивительное, порождающее интерес ученых и массу слухов, легенд.
Это действительно существенное возвышение посреди леса, сложенное из песчанника естественного происхождения. В настоящее время вопрос о возникновении этого объекта уже полностью разъяснен учеными – это так называемый «скальный выход». Плоды остаточной вулканической деятельности на дне океана, который покрывал когда-то всю Среднерусскую возвышенность. Вода отступала, песчаное дно слежалось в камень. Так же приливные силы проточили в горе пещеры, ныне недоступные. Но об этом чуть позже.
Первые поселения человка на ЧГ возникают еще в эпоху неолита. Что неудивительно – местность была степная, ЧГ существенно возвышается над окружающим ландшафтом, давая не только возможность видеть издалека дичь или приближающихся врагов, но и дающее кров в пещерах. Затем на городище селятся так называемые балты Мощинской культуры и живут там до прихода в эти края вятичей в 4-5 веках нашей эры. Вятичи быстро осваивают территории вокруг Оки, заселяют и ЧГ, ассимилируя или изгоняя балтов.
«Золотой век» ЧГ это 9-10 века нашей эры. На городище складывается уникальное поселение, которое исполняет роль не только пограничной заставы (ЧГ ведь не чЕртово, а чертОво – часть «засечной черты», северная её оконечность), прикрывающей земли вятичей от набегов степняков, но и крупный торговый и промышленный центр. В этом поселении живут и вместе трудятся как вятичи, так и представители хазарской культуры – об этом говорят археологические находки, совмещающие в себе технологии, орнаменты и назначение, доставшиеся от обоих народов. Так же ЧГ важный торговый центр на пути серебра из Скандинавии на Ближний Восток. Помимо обычного поселения ремесленников и купцов на ЧГ существует крупный и важный обрядовый центр – силы, бушевавшие там и создавшие уникальный комплекс, не могли остаться без внимания наших предков.
Но в 10 веке поселение погибает. Скорее всего, это произошло в результате борьбы киевских князей за контроль над территориями проживания вятичей и за торговые пути. Самая частая археологическая находка на территории ЧГ это наконечники копий и сулиц. Причем внутри городища они преимущественно южнославянского происхождения, а вот за его пределами – и славянские и хазарские, что позволяет сделать вывод о том, что ЧГ штурмовала славянская дружина, пришедшая с юга, а обороняли его горожане и славяне и хазары. Городище было уничтожено – постройки сожжены, жители убиты. И вот тут кроется одна из первых загадок ЧГ – значительная часть оборонявших ЧГ горожан осталась непогребенной. Для того времени это не свойственно – даже лютого врага старались захоронить, чтоб неприкаянная душа не тревожила своего убийцу. Но на городище и вокруг него найдены останки людей, оставленных там, где они погибли под очень неглубоким слоем дерна.
Итак, городище погибло и было оставлено захватчиками, что тоже вызывает массу вопросов – почему столь удобно расположенное городище не пригодилось? Почему процветавшие ремесла и торговля не возродились на этом месте? Да, пограничная функция ЧГ тогда была уже неактуальна – Хазарский Каганат был разгромлен, границы молодого русского государства существенно раздвинулись на юг и восток, оставив ЧГ глубоко в тылу. Но торговля и ремесла только развивались. А городище было оставлено. На этот вопрос у историков пока нет ответа, как и на то, почему тела защитников остались непогребенными.
Примерно два века городище пустует, зарастает бурьяном и лесом. Затем, примерно в 12 веке на нем возобновляется религиозная и обрядовая деятельность. Согласно данным археологов, с этого времени на ЧГ проживает постоянно 5-7 человек и два раза в год, в даты, противостоящие друг-другу по годовому кругу (Равноденствия? Солнцестояния? Или еще какие-то праздники, отмечающиеся два раза в год) там собирается народ – об этом говорят данные полученные из мусорных отвалов по одному из склонов ЧГ. И эта обрядовая деятельность продолжается на ЧГ примерно до 16 века, после чего городище оказывается окончательно покинутым и забытым на несколько веков.
Письменные упоминания о ЧГ встречаются не ранее второй половины 19 века. Первое описание этого места мы находим у иеромонаха Леонида (Кавелина) – он описывает урочище как старое и разрушенное поселение, с улицами, «каменными остовами домов до окон», остатками построек. Так же упоминает он и пещеры под городищем, которых ныне мы не видим. Примерно так же описывают ЧГ и его современники, и более поздние исследователи.
А затем начинается печальная страница истории ЧГ. 20 апреля 1932 года на городище гремят взрывы. Официальная версия – добыча камня для строительства. Хотя и песчанник для строительства не пригоден – рассыпается в пальцах, и дороги туда не было, чтоб этот камень вывозить. Истинных причин взрывов на ЧГ мы пока не знаем – доступных архивных записей нет. Одно понятно – эти взрывы неузнаваемо изменили облик ЧГ. Нет больше следов построек, улиц, фундаментов домов и пещер, которые, видимо, обвалились при взрыве. Последствия взрывов так же усложняют археологические исследования – атрибутировать найденные предметы крайне трудно из-за того, что нельзя определить глубину изначального их положения – взрывы перепахали ЧГ.
Вторая серия взрывов на ЧГ прогремела уже в 1952 году. И опять с той же мотивировкой – камень для строительства. Хотя там все тот же песчанник и все так же нет дороги. Видимо, причины взрывать городище все-таки были существенными, но нам они пока не известны.
Третий взрыв на ЧГ произошел в 1972-73 году – местные жители взорвали оставшийся восьмиметровый коридор, который когда-то был входом в пещеры. В этот коридор постоянно залезали ради игр дети, а камень сводов был крайне неустойчив. Не помогали ни запреты взрослых, ни решетка, которой закрывали вход. И поэтому было решено обвалить взрывом этот коридор чтоб исключить опасность случайного обвала и гибели людей.
Сейчас Чертово Городище находится на территории Национального Парка «Угра» и имеет статус памятника природы и истории, охраняется государством. С 1991 года существует и плодотворно работает археологическая экспедиция под руководством Олега Леонидовича Прошкина, написавшего книгу об истории ЧГ (к сожалению выходила очень маленькими тиражами и доступна лишь у букинистов).
Примерно с 1998 года Чертово Городище регулярно посещается славянскими Язычниками, проводятся обряды. Первым из регулярно отмечаемых на ЧГ праздников стала Родоница (ночь на 1-е мая) – праздник поминовения Предков, Весенние Деды. С 2013 года на ЧГ восстановлена обрядовая практика и строго в даты там проводятся обряды по 8 основным кологодным праздникам Славянского Язычества – Корочун-Коляда, Велесов день, Масленица-Комоедица,  Весенние Деды, Купало, Перунов День, Радогощь, Осенние Деды.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments