urgor (urgor) wrote,
urgor
urgor

Categories:

И вновь о Язычестве.

Ко мне иногда обращаются с просьбой прокомментировать, дать оценку или спросить совета о тех или иных материалах в сети о Язычестве. Это какие-то тексты, касающиеся истории Дохристианской Руси, описание традиций и обрядов, речения о Богах и пр. На самом деле я не эксперт и всегда многократно оговариваюсь что то, что я говорю только мое личное мнение. Но вот решил поделиться критериями по которым я это самое личное мнение составляю.
Вначале об источниках знаний о Язычестве в современном мире.

1. Непосредственно источники тех времен - летописи, свидетельства путешественников, документы и договоры между людьми и государствами. Сюда же можно отнести и археологические находки - артефакты тоже свидетели тех времен и несут на себе печать этого времени. По ним тоже очень много узнать о быте, производстве и верованиях наших предков. Стоит только оговорится, что не все документированное чистейшей воды правда - писали люди, иногда со слов доугих людей, накладывая отпечаток своего восприятия, а иногда и политические резоны. Поэтому если греки пишут что славяне это люди с песьими головами - не надо принимать это за чистую монету и разворачивать тему об племенах оборотней.

2. Этнография. Наш народ сохранил удивительно много с тех далеких времен. И это отражено в этнографии - в языке, в песнях, в приметах, обрядах и играх. Так например масленичная обрядность сохранилась почти без изменений, хоть и сам праздник смещен по датам в угоду христианскому календарю. Но сейчас мужики точно так же бъются на бревне, повторяя бой Сварога с Кощеем на Калиновом мосту за вызволение Лады-Весны из подземелий. Все так же лезут на столб за "небесными дарами", все так же горит чучело Масленицы - Марены-Зимы.

3. Исторические источники и этнография соседних народов со схожей культурой. Например близкие и родственные нам скандинавы - в их текстах содержаться как свидетельства и рассказы о своих соседях, так и собственная культура и религия во многом сходна с нашей - народи веками жили вместе и взаимопроникновение культур неизбежно. Не калька нонечно, но определенные параллели провести можно.

4. Самы спорный источник - собственный духовный опыт практикующий Язычников. Для меня он так же ценен как и перечисленные выше. Есть люди, духовному опыту которых я доверяю, и которые, на мой взгляд, сейчас восполняют пробелы в знаниях о Вере Предков собственными изысканиями. Я не буду их тут перечислять чтоб не рождать лишних споров.

Таким образом, если ко мне попадает текст основанный (или хотя бы не противоречащий) на старинных источниках, согласующийся (или хотя бы не противоречащий) с этнографическими данными нашего или ближайших народов, созданный с трудом и тщанием человеком, духовному опыту которого я доверяю - я склонен доверять такому тексту. Естественно никто не отменял логику и критический анализ, которые могут перевесить все вышеперечисленные плюсы текста.

Вот недалее как вчера меня спросили что я думаю вот об этом:
Защита от вредоносных влияний.

Одним из самых популярных Таинств личного характера, ещё со времени Древней Руси - являлся обряд Крёс. Особым местом в народной традиции этот обряд обязан - весьма обильным опасениям порчи и сглаза, а также воззрениям на различные влияния со стороны нечистой силы. Поэтому, независимо от религиозных воззрений, языческий Крёс стал основой для христианского Крещения. К месту будет отметить, что сам факт обряда «Крещения Христа» до появления христианства, является свидетельством прохождения самим Христом - именно Крёса. То есть, обряд Крёс стоит над религиозными воззрениями, и во все времена выполнял функцию Защиты от порчи, сглаза и прочих вредоносных влияний (среди которых могут оказаться и сами религиозные убеждения).

Значение слова Крёс заключается в понятии - рождения, явления и происхождения, а также обретения жизни (т.е. оживления). Поэтому слово Крёс можно найти корнем понятия Воскрешения (восстановления жизни). Символом этого Таинства получившее и своё название от Крёса - является Крест. Существует ошибочное мнение о том, что Крест является сугубо христианским символом, так как этот символ был популярен и в языческое время, с одним лишь отличием христианского креста с одной удлинённой планкой - от равнобедренного языческого креста (чаще всего в виде буквы Х, в Православии - Андреевского креста). Поэтому в языческое время столь значимыми по символизму были именноперекрёстки дорог.

Обряд Крёс принято проводить как при рождении ребёнка - вместе с обрядом Наречения (Имянаречения), так и при обряде Посвящения той или иной профессиональной деятельности. Обряд Крёс - это целый ряд ритуальных действ, которые начинаются с облачения в «Родильную рубаху» (которая может быть сшита, либо может использоваться перекроенная рубаха отца или матери - в соответствие с полом ребёнка). После облачения в Родильную рубаху (которое проводится Повитухой - при Родовом Крёсе) ребёнок передаётся Родителю (Куму или Куме) соответствующего пола.

В отличие от христианского Крещения, при языческом Крёсе, Кумом или Кумой могут быть только настоящие Отец или Мать. При Крёсе Посвящения функции Кума или Куму берёт на себя Крёстный или Крёстная (человек уже достигший успеха в должной области), а на Родильную рубаху (если такая есть) надеваются профессиональные атрибуты и одежды (к примеру, для военных - оружие и военная форма).

Самым важным действом в обряде Крёса - является Освящение, то есть выход на Солнечный Свет. При Родовом Крёсе ребёнка выносит Родитель (принявший ребёнка от Повитухи). После представления Свету проводится «Знакомство» с остальным Триединством стихий (в Европейском язычестве Свет и Огонь считается плазмой, а не стихией) - касаясь Земли и окуная в Воду (в холодную погоду ограничиваются окроплением). Представлением Воздуху является первый вздох после купания (при окроплении ребёнок рефлекторно задерживает дыхание). Для усиления Крёса данный обряд может быть дополнен такими же точно действами, но уже при Лунном Свете - но только во время «растущей луны». При Родовом Крёсе никоим образом нельзя нарушать обрядовость «посвящением» ребёнка какому-либо богу или богине - в связи с тем, что в сознательном возрасте человек имеет полное право выбрать себе любого бога либо не выбирать вообще. А также такие «посвящения» опасны и тем, что тот самый бог или богиня могут принять этого ребёнка за жертвоприношение (последствия которого непредсказуемы и не сулят ничего хорошего). Связь с каким-либо божеством может иметь место только в случае причастности такового к роду профессиональной деятельности, но только как Защитника жизни и здоровья человека, ибо суть обряда Крёса заключается в представлении человека самой Природе - на которую и возлагается Защита от вредоносных влияний. Обряду Крёса не существует равных по силе Оберегов.

Источник

и я честно сказал что считаю это лютым бредом. Объясню почему:
1. Сама страничка в сети - украшена странной символикой, очень напоминающей фантазии инглингов - это уже настораживает. В меню присутствует "гороскоп" и "сонник" - тоже в общем-то не в плюс.
2. Автор хоть и многократно ссылается на опыт "Древней Руси" и "народной традиции" но нигде нет ни одной отсылки к какому-либо источнику - ни историческому, ни этнографическому.
3. Нестыковки в лингвистике - Крёс, Крещение выводятся из одного корня и сливаются в значении..
4. Непонятный мне комплекс неполноценности перед Христианством - почему-то отвергаемое Язычниками вероучение приводится как доказательство своей правоты - дескать Христиане у нас поперли, переработали и вообще "Иисус учился у волхвов"...
5. В тексте попадаются обороты, адресованные совсем уж неграмотным людям. Например "Существует ошибочное мнение о том, что Крест является сугубо христианским символом" ©. У кого такое мнение существует? В моем окружении людей настолько незнакомых с мировой культурой нет. Для кого это писалось? Для пятиклассников?
6. Обороты, заставляющие сомневаться в получении хотя бы 10 клвссов образования самим автором. Например: "в Европейском язычестве Свет и Огонь считается плазмой, а не стихией". Если меня читают Виккане или Асатру - расскажите мне откуда ваши духовные предки знали про плазму? ))))
7. Текст не имеет авторства. Вернее автор-то наверняка у него есть, но читателям он почему-то не явлен. То есть никто не берет на себя отвественности за правду и ложь в этом тексте.

Вот как-то так. Люди, если вы интересуетесь историей и культурой своего народа, его Верой - включайте голову. Не надо верить всему что написано на бумаге или в интернете, как бы ни хотелось в это верить. Я бы вот тоже был бы рад верить в то, что произошел от могучих великанов Атлантов (Гиперборейцев, Волотов и пр), но здравый смысл подсказывает мне иное.
Tags: Родная Вера
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments