urgor (urgor) wrote,
urgor
urgor

Categories:

Напишу и я пару мыслей про Купало...

Я присоединился к массовым организациям Язычников в 2006 году. Это было ССО СРВ, тогда же стал регулярно посещать обряды. Пару или тройку раз даже был урядником на больших праздниках (Купало и Перунов день) на старом еще капище в под Калугой, на Гамаюнщине. В те годы празднование Купало собирало 250-300 человек и это казалось очень большой цифрой. С 2010 года я езжу на Купало к Велесову Кругу, на Красный луг под Малоярославцем. И количество участников неуклонно росло. Только этот год нарушил тенденцию к росту - в этом году людей приехало меньше чем в прошлом году. Причин на то несколько и какая была решающей я сказать не могу: погода, обилие других праздников в том же регионе, общие напряженные настроения в обществе в связи с политическими событиями последних месяцев - не до праздников людям.

Все что выскажу ниже есть сугубо моё личное мнение, я не говорю от лица какой-либо организации или группы лиц.

Когда пару лет назад на Купало приехало около тысячи человек было видно, что жрецы и урядники не справляются с таким количеством людей - и порядок за опашкой поддерживать сложно, и лишних людей отфильтровывать. Со мной не согласятся те, кто из года в год говорит о том, что обряд был замечательный, все получилось... но, думается мне эти люди и сами вкладываются в обряд достаточно и у них он пройдет замечательно при любых раскладах в силу их настроя, чувствительности к обрядовой деятельности и пр. Но в то же время все больше и больше людей говорят и пишут о неудобствах, неудовлетворенности обрядом. И я склонен относить это именно к проблеме массовости и, как следствие, большому количеству людей, в общем-то, посторонних на обряде.
И вот что мне думается... В скором времени, к сожалению, негативных впечатлений от обрядов прибавится, так как количество посетителей праздника будет все-таки расти. А это неизбежно отразиться и на той части участников обряда, о которых писал выше - людях настроенных особым образом на обряд, вовлеченных не только в конкретный обряд, но и во все кологодное обрядовое действо.
И еще один аспект, подмеченный мной три года назад и заставивший задуматься - качественный состав участников. Не все живут близко от места проведения, не все могут потратиться на снаряжение, дорогу, взнос и питание (а еще ярмарка из года в год все богаче и богаче)))). Таким образом из далеких (географически) общин приезжают самые мотивированные на участие в обряде люди. Только-только делающие первые шаги на пути постижения Традиции остаются дома и вообще лишены этого праздника. А вторая категория людей, приезжающих на праздник - "туристы". Я намеренно взял в кавычки - люди приезжают на Купало посмотреть, подивится душевной атмосфере, отдохнуть и тд.. им в общем-то безразлична сакральная суть действа, но зрелище и атмосфера праздника их привлекает.
Понятно что эти два типажа не описывают весь спектр настроений присутствующих, но то что эти группы велики и год от года становятся все больше - факт замеченный и зафиксированный наблюдениями.
Таким образом на обрядовой поляне встречаются люди с совершенно разным, диссонирующим, настроем. Одни вовлечены в обряд, в сакральное действо, испытывают глубокие религиозные переживания, а другие приехали просто посмотреть, "поучаствовать прикольно" и высказать посреди обряда "глянь! зигуют!!!". И эти группы очень раздражают друг-друга - одним не нравится поверхностное отношение к обрядовому действу, а другие возмущены кучей правил и ограничений там, куда они приехали отдыхать.

И вот каким мне видится выход из этой ситуации - не праздновать больше так массово Купало. Делать фестиваль (именно фестиваль) за неделю до Купало или через неделю после. С частными обрядами (свадьбы, имянаречения), с концертами, с мастерклассами и лекциями, с богатым торжищем, с купальским костром ночью.. но без именно купальской обрядности, без большого общего обряда, без общих треб и славлений, без похорон Ярилы и штурма березки...
Таким образом появится стимул у общин "на местах" проводить праздники своими силами (или объединятся с соседними регионами), вовлекая новичков в обрядовую деятельность, получая навыки организации таких праздников (ведь рано или поздно и региональные праздники достигнут цифр в полторы-две тысячи участников). А у жреческого состава Велесова Круга отпадет необходимость проведения обряда на, заведомо неспособную в целом воспринять сакральное,  аудиторию. И отпадут во многом противоречия между "туристами" и "верующими" - правила конечно останутся жесткими, но по крайней мере мешать проведению обрядов никто не будет, так как и общих обрядов не будет.
Меня, как человека ратующего за возрождение Традиции, безусловно радует возможность развития региональных общин, капищ и проведения Купало в каждом крупном городе России.

Есть одно, более чем разумное, возражение, высказанное perko_kaluga. Я приведу его своими словами: Купало традиционно массовый праздник, на который собирались люди из нескольких населенных пунктов (городов/деревень). Купало должен быть массовым из-за своей свадебной составляющей.
Вот об этом возражении я думаю, принимаю его во внимание и не знаю что на него ответить. Разве что то, что по факту на Купало уже не складываются будущие супружеские пары (редкие счастливые исключения не в счет). Это происходит раньше, за пределами праздника. И в век высоких технологий Купало перестал быть единственным местом, где люди из разных городов могут познакомится.


Этот пост написан для моих единоверцев, для тех кому есть что сказать по существу. Если же Вы считаете, что просто обязаны в комментарии сказать что все мы долбославы, проклятые сектанты, все Язычество придумали в КГБ и Андропов лично - благодарю, не надо, мы уже в курсе. Если же все-таки зуд троллинга зашкаливает - не обессудьте, бан почти гарантирован.
Tags: Родная Вера
Subscribe

  • Слежка

    Вечером заказ из элитного коттеджного поселка. Садится мужчина лет 50. Хорошо одет, ухожен и преисполнен достоинства уверенного в себе и успешного…

  • Бесчеловечные эксперименты

    В прошлом веке учёные, изучающие общественное поведение, провели интересный эксперимент. Они поместили 10 шимпанзе в просторный вольер и обеспечили…

  • (no subject)

    Вызов к ночному клубу, время около двух ночи. Подъехал, отметился что прибыл и решил выйти из машины покурить, ибо уже 4 часа не вынимая из седла с…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments

  • Слежка

    Вечером заказ из элитного коттеджного поселка. Садится мужчина лет 50. Хорошо одет, ухожен и преисполнен достоинства уверенного в себе и успешного…

  • Бесчеловечные эксперименты

    В прошлом веке учёные, изучающие общественное поведение, провели интересный эксперимент. Они поместили 10 шимпанзе в просторный вольер и обеспечили…

  • (no subject)

    Вызов к ночному клубу, время около двух ночи. Подъехал, отметился что прибыл и решил выйти из машины покурить, ибо уже 4 часа не вынимая из седла с…